186166_900

Приезд Владимира Путина в Ташкент 19 октября и заключение многомиллиардных контрактов означает серьезные геополитические изменения. Связаны они с тем, что меняется центр опоры и влияния России в Центральной Азии, которым сейчас становится на долгосрочную перспективу Ташкент и соответственно новое руководство Узбекистана. Назарбаевский Казахстан в свою очередь всё сильнее экономически и политически сближается с Западом, а именно с США, становясь главным сателлитом Вашингтона в регионе.

 

Ташкент город хлебный

На самом деле не все так просто и данный процесс сопровождается неизбежными противоречиями, но очевидный крен уже наметился. Это связано с тем, что обозначилась еще в прошлом году новая ось государств Центральной Азии, концентрирующихся вокруг Ташкента, как нового центра силы и страны, претендующей на главную роль в регионе. Еще в 2017-м году к Ташкенту присоединился Бишкек, страдавший от торговой блокады со стороны Астаны, а новый президент Мирзиёев восстановил отношения с Таджикистаном и усилил сотрудничество с Туркменией.

Узбекистан стал привлекательным и иностранным компаниям, как российским, так и западным из-за емкости рынка, наличия большего населения, квалифицированных кадров и дешевой рабочей силы, а также развитой инфраструктуры, оставшейся советской перерабатывающей промышленности и наличия новых предприятий, построенных за последние два десятилетия. В отличие от сырьевого и малонаселенного Казахстана, Узбекистан объективно находится в более выгодном положении.

Российский капитал стал активно инвестировать в энергетическую отрасль, в нефтеперерабатывающую промышленность, а также было принято решение о строительстве в Узбекистане атомной электростанции, что резко усиливает энергетический потенциал страны для создания и развития новой промышленности. Со своей стороны, сам визит российского президента принес стране только одних контрактов на сумму более 25 миллиардов долларов.

Безусловно в этой новой ориентации Москвы на Ташкент в регионе есть свой политический смысл, так как новый президент Шавкат Мирзиёев кажется более надежным партнером, способным повлиять и даже консолидировать руководство соседних государств и в отличие от дряхлеющего Нурсултана Назарбаева кажется олицетворением стабильности и предсказуемости. Кроме этого новое руководство Узбекистана действительно сможет выполнить роль опоры в случае смерти Елбасы в Казахстане, способная привести к хаосу борьбы группировок за власть.

Однако данные инвестиции, да и сам визит российского президента есть реакция на массированное усиление экономического, политического и военного влияния США в регионе. Американский империализм пытается пристегнуть к своей колеснице руководителей среднеазиатских государств в рамках так называемой стратегической программы сотрудничества «5+1», а именно Казахстана, Туркмении, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана.

 

Астана закрепляет империалистические позиции США

Американский империализм пытается при поддержке Назарбаева закрепиться в Казахстане, разделив страну на сферы раздела крупнейших компаний США. Западный и американский капитал проник в Казахстан еще с начала 90-х годов при первом этапе массовой приватизации, захватив самые богатые месторождения нефти и газа, но сейчас приход американских компаний нацелен на абсолютное проникновение во все отрасли экономики. Причем это логический результат, ставший возможным благодаря договоренностям Назарбаева и Трампа в январе этого года в Вашингтоне, где шла речь о первоначальных инвестициях в размере семи миллиардов долларов.

Так 25-26 октября представители шестнадцати крупных американских компаний во главе с министром торговли США посетили Казахстан, где провели более семидесяти встреч с чиновниками и представителями казахстанских компаний в разных отраслях. Состоялась встреча американского министра и с Елбасы, где обсуждались вопросы создания благоприятных условий для работы компаний из США. До этого уже заключались восемь меморандумов о взаимном сотрудничестве, которые сейчас осуществляются на деле.

Помимо добывающей промышленности американские компании видят потенциал инвестирования в сельское хозяйство, инфраструктуру и энергетику, естественно в противовес российским и в особенности китайским компаниям. Подобное структурное проникновения на все уровни экономики не случайное явление, а часть плана по дальнейшей колонизации Казахстана с далеко идущими военно-политическими целями всестороннего укрепления американского империализма.

Таким образом, назарбаевский Казахстан, помимо Афганистана, являющегося трамплином для агрессии против соседних стран, становится форпостом, главным стратегическим союзником и партнером Вашингтона в Центральной Азии с далеко идущими последствиями. Становится очевидным также и то, что их главная цель вырвать Астану из орбиты ЕАЭС либо превратить в своего агента влияния для саботирования дальнейших интеграционных процессов, а также для создания угрозы функционирования так называемого «шелкового пути» из Поднебесной.

 

Кровные интересы назарбаевых в западном присутствии

Как мы говорили ранее, это совпадает и с кровными интересами самого Назарбаева, капиталы семьи которого расположены на Западе и в офшорных зонах, так как присутствием западных корпораций он надеется укрепить свой режим и обеспечить гарантию «независимости» от Москвы. Такую же роль должны были сыграть и базы США на Каспии, пока договор о разделе моря и запрещения присутствия иностранных контингентов, подписанный 12 августа с участием Ирана и России не поставил крест на этих планах Елбасы.

Однако никто сворачивать в Астане транспортный маршрут через территорию Казахстана, Узбекистана и Таджикистана для подпитки сил НАТО в Афганистане сворачивать не собирался, как никто и не собирался отказываться от продолжения развития военного сотрудничества с Вашингтоном под видом совместных учений американских и казахстанских войск для борьбы с мнимым «терроризмом». Никто не отказался от развертывания новых военных и полувоенных организаций США на территории Казахстана.

Более того, в Казахстане созданы объекты, имеющие характер двойного назначения. Так, например, в августе прошлого года на базе Ульбинского металлургического завода был создан банк низкообогащенного урана и могильник радиоактивных отходов из атомных станций США и Японии, профинансированный теми же США, Саудовской Аравией и ЕС. Также в прошлом году в Алматы заработала военно-биологическая лаборатория Пентагона по сбору и модернизации наиболее опасных патогенов и его филиал создан в моем родном Уральске в 30-ти километрах от границы с Россией.

Именно используя эти объекты, Назарбаев стремиться укрепить свои позиции, а в последующем оправдать и присутствие вооруженных сил США и НАТО под видом охраны их от сил Талибана и мнимых «исламистов».

Помимо этого, целью Назарбаева является построение монархического режима и как первый этап к этому создание династической системы преемственности власти. Возникновение в бывшей советской Средней Азии королевства по типу саудовской монархии с династией Назарбаевых вполне реально и вся деятельность Елбасы пронизана именно этой заветной мечтой. Помочь ему в построении такого режима может только исключительно США, который заинтересован в изоляции России и в формировании фронта против КНР.

Подталкивают на такие шаги Назарбаева и провал его попыток установления марионеточного проамериканского режима в Бишкеке и поражение транспортной блокады Кыргызстана, а также печальная судьба семейного клана Каримова в соседнем Узбекистане. Шавкат Мирзиёев является живым воплощением возможного развития событий и в самом Казахстане. Страх потерять всё толкает престарелого диктатора еще больше укреплять семейную диктатуру и разрабатывать планы воцарения своих близких.

 

Возможные внеочередные выборы в Казахстане

Именно в связи с планами формирования династической системы преемственности власти были даны указания из Астаны по линии партии «Нур-Отан» готовить списки избирателей на местах. В стране всё больше муссируются слухи и информация о неминуемых внеочередных президентских выборах и выдвижении на пост президента Дариги Назарбаевой в качестве временного регента при малолетних сыновьях Елбасы от третьего брака.

Такой вариант вполне также возможен в силу того, что в Конституцию были внесены все необходимые поправки, запрещающие самовыдвиженцам выставлять свою кандидатуры на высший пост в стране и закрепившие новый высший орган власти – Совет Безопасности, бессменным президентом которого был утвержден Нурсултан Назарбаев.

Даже если выборы не пройдут в ближайшие месяцы, все равно уже начинается отработка механизмов концентрации власти в руках ближайших родственников Елбасы и приводится в полную готовность силы армии, МВД и КНБ. Поэтому и нужна сейчас как воздух поддержка Запада нынешнему режиму, который несмотря на наличие штыков и марионеточных националистов повисает в воздухе, а в обществе все больше накапливаются протестные силы.

Теперь понятно почему 28 октября было принято решение о предоставлении права Генеральной прокуратуре, КНБ и МВД блокировать, отключать социальные сети и сам интернет при чрезвычайных ситуациях, в том числе и социального характера. Под «социальными ЧП» власти имеют ввиду возможность повторения массовых забастовок шахтеров корпорации «Казахмыс» и «Арселор Миттал Темиртау» в Карагандинской области, которые получили поддержку не только в регионе, но и по всей стране именно благодаря интернету.

Как думают в администрации президента, отключив интернет, они смогут повторить кровавый Жанаозен с любыми бастующими и протестующими. Правда забастовки и выступления в этот раз могут охватить уже не один регион, а многие районы страны, а от этой перспективы страхи дворца в Астане только усиливаются. Режим балансируя на грани ввязывается во всё новые авантюры, разыгрывая националистическую карту, и ставя на Вашингтон.

Куда эта игра приведет, очень большой вопрос сейчас для многих, в том числе и для миллионов рабочих, безработной молодежи и пенсионеров, уставших от нищеты и безысходности.

Айнур Курманов